Поездка в Багряники 19 декабря.
Началось с того, что я кошмарно проспал. Первый раз за всю историю поездок с Германом. Позор на мою седую бороду, но это так. Так что пришлось догонять, что по заметенной снегом дороге получилось не очень-то хорошо. Так что в Багряники я приехал только в половине второго, отстав от Германа с Николаем Сабининым на полтора часа.
Пока Герман сотоварищи раздавали канцелярию и примеряли воспитанникам привезенную обувь, быстро разгрузили санки, снегокаты, лыжи и шапки, которые передала Елена Андреева еще в июне и которые добрались наконец до адресатов к началу зимнего сезона. Дорога ложка к обеду.
После раздачи всего привезенного общего пользования по группам и товаров персонального пользования конкретным воспитанникам с примеркой, директор повел нас на экскурсию по школе-интернату.
Честно скажу, что по своему прошлому опыту поездок по детским домам в российской глубинке, в этот раз я был приятно удивлен. Хотя, я достаточно долго не ездил, так что не очень владею последними веяниями и аналитикой текущей ситуации.
Но, хотелось бы отметить несколько моментов:
1) Современное здание, которое находится в очень хорошем виде. Внутри – все чисто, опрятно, современно. В группах ремонт сделан силами воспитанников-старшеклассников начиная от укладки плитки на полу, кончая шторами собственного изготовления. Совершенно не остается впечатления заброшенности, запустения и тотальной бедности.
2) В интернате много производственных помещений, где дети получают профессиональное образование: тракториста-механизатора (ребята получают после выпуска «права» тракториста), обувщика (школьная мастерская обслуживает всю ближайшую округу), пара швейных классов (девчонки шьют все, начиная от постельного белья для всей школы и халатов, кончая модельными бальными платьями и костюмами для ансамбля художественной самодеятельности), уголок парикмахера и многое другое.
3) Отдельное направление в школе – Спорт. Именно так, с большой буквы. В основном успехи – в разных направлениях легкой атлетике и игровых видах спорта: бег на разные дистанции, прыжки в разных направлениях, футбол, волейбол, хоккей, пинг-понг и пр. Чему я был удивлен – так это успехам отдельных воспитанников и школьных команд на региональном, российском и международном уровне. В Ярославской области школа успешно конкурирует с обычными образовательными учреждениями, на российском и международном – привозит призы с параолимпийских игр среди учащихся из разных стран. Я был поражен, как директор все это знает и помнит: вот второе место на волейбольном турнире в Китае, вот .. место на параолимпийских играх в Северной Каролине, вот еще команда школы вошла в тройку призеров на международном турнире где-то за границей (к своему стыду, я не все успехи запомнил и у меня все смешалось в кучу, но наличие кубков, грамот, медалей разной величины и достоинства меня впечатлили). Благодаря спортивным успехам школа имеет некоторые преференции в этом направлении и неплохо оснащена спортивным инвентарем (футбольное поле с искусственным покрытием, беговые лыжи хорошего класса и др.
4) Еще один момент, который меня поразил – это отдельные дома, в которых дети живут разновозрастными группами практически на полном самообеспечении под присмотром воспитателя. Вот в каком смысле: ремонтируется и расширяется деревенский или щитовой дом, делается отопление, канализация и пр. Получается: практически коттедж с небольшим участком на группу из 7-9 человек. Полное самообеспечение, что важно для социальной адаптации детей: уход за собой и за одногруппниками, ведение домашнего хозяйства и хранение домашнего очага. А летом еще и работа на приусадебном хозяйстве, начиная от зелени-морковки, до овощных заготовок на зиму огурцов-помидоров. Плюс свой фермерское хозяйство: кролики и коровы точно, за остальных не скажу. Старшеклассницы на ферме еще и профессию доярки осваивают.
Пока мы гуляли по школе, дети опробовали шапки-снегокаты и остались довольны в первом приближении :о)
Уезжал я, честно говоря, на позитиве. При наличии грамотного менеджера (уж простите, за современный сленг применительно к директору Государственного бюджетного образовательного учреждения – Багряниковской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей сирот, но именно таким он и является) работа организована образцово показательно и производит сильное впечатление по сравнению с некоторыми детдомами. Муса Синаевич (не уверен, что правильно написал отчество, прошу прощения) болеет делом и вкладывает в него все свои силы и душу. Благодаря его стараниям дети имеют расширенную программу обучения, профильное образование, делают успехи в социальной адаптации. Совершенно не остается впечатление, что школа – коррекционная. Если это не знать заранее – то и не заподозришь ничего. Обычные, где-то общительные, где-то стеснительные ребята и девчонки, которым не повезло с родителями и которым Муса Синаевич дает хоть какую-то путевку в жизнь. Про своих воспитанников он знает и после окончания школы, когда показывал их на фотографиях со спортивных состязаний: «этот женился, этот тоже женился, у этого – двое детей. Один имеет свое дело по оформлению помещений к праздникам и мероприятиям, у другого – диспетчерская по логистическим услугам на местном уровне». Я рад, что познакомился с примером рационального использования материальных и человеческих ресурсов со стороны директора, который неравнодушен к своей работе, полон идей и имеет волю и силы для их воплощения.
На этом позитивном фоне обратная дорога пролетела незаметно.
Поеду ли я еще раз куда-либо? Да, поеду, если Герман возьмет. И уж точно не просплю. В первую очередь это нужно мне. Для более правильного восприятия окружающей нас действительности.
КАК ПОМОЧЬ? Смотрите по ссылке. Нужны средства для закупки обуви и новогодних подарков.
Фотоотчет - смотрите по ссылке ЗДЕСЬ |